Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Одним из важнейших компонентов психического развития в период дошкольного детства является психологическая готовность ребенка к школьному обучению. Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка.
В последние годы педагоги и исследователи в области начального образования отмечают тенденцию к увеличению числа детей, имеющих трудности на начальных этапах обучения. Исследователи выделяют ряд причин этой проблемы: психофизические, биологические, социальные, психологические, педагогические.
По мнению отечественных ученых, подготовка к школе – это многокомпонентное образование. Современная подготовка дошкольников к образовательной деятельности происходит как в семье, так и в дошкольном образовательном учреждении, что позволяет лучше подготовить ребенка, используя разные методы и технологии обучения и привлечение к образовательной деятельности различных специалистов. В связи с увеличением количества детей, психологически не готовых к школе, педагогический коллектив дошкольных образовательных учреждений стремительно внедряет в свою работу инновационные технологии.
Актуальность проблемы психологической готовности к школьному обучению в настоящее время имеет тенденцию к возрастанию и по причине новых образовательных требований (выполнение требований ФГОС). Их анализ показывает, что новая парадигма системы школьного образования, которая направлена на формирование компетентной личности, и реализация новых образовательных стандартов для начальной школы, предъявляют высокие требования к уровню интеллектуально-личностного развития школьников.
Следует отметить, что тема психологической готовности в отечественной психологии опирается на труды основоположников отечественной психологии, таких как Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина. Авторами дается анализ необходимых знаний, навыков и умений ребенка при переходе из детского сада в школу, рассматриваются вопросы дифференцированного подхода при подготовке детей к школе, методики определения готовности.
Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психологическая готовность детей к школьному обучению.
Цель исследования: исследование психологической готовности детей к школьному обучению.
Гипотеза – если у детей старшего дошкольного возраста, проводить целенаправленную работу на формирование психологической готовности к школьному обучению, то дети будут гораздо легче пережить адаптацию, общаться со сверстниками, получать знания; своевременная диагностика в исследовании психологической готовности детей, позволит создать условия по коррекции, благодаря которой будут, успешно развиваться те показатели психологической готовности детей к школе, которые оказались недостаточно развитыми.
Задачи исследования:
1. Изучить психологические особенности детей старшего возраста;
2. Дать характеристику понятия и структуры «психологическая готовность»;
3. Организовать и провести эмпирическое исследование по изучению психологической готовности детей к школьному обучению;
4. Описать результаты исследования психологической готовности дошкольников к обучению в школе.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались теоретические и эмпирические методы исследования.
Теоретические методы исследования – анализ и обобщение научной, учебной и монографической литературы.
Эмпирические методы исследования – наблюдение, анкетирование, тестирование. Методы обработки полученных результатов.
Теоретическая значимость определяется тем, что в данной работе освещается вопрос о соотношении компонентов психологической готовности к школе, а также проводится сравнительный анализ методик по оценке психологической готовности к школе, применяемых на практике и дается качественная оценка данным методикам.
Практическая значимость заключается в том, что результаты данного исследования представляют собой диагностический инструмент и могут использоваться психологами в практической деятельности для диагностики психологической готовности дошкольников, а также для выявления уровня адаптации детей к школе.
База исследования: 20 детей старшего дошкольного возраста детского сада №70.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1. Психологические особенности детей старшего возраста
Старший дошкольный возраст является этапом интенсивного психического развития. Именно в этом возрасте происходят прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением сложных личностных новообразований.
Л. С. Выготский выделил кризис 6–7 лет. Согласно исследованиям Л. С. Выготского, старшего дошкольника отличает манерничанье, капризность, вычурное, искусственное поведение. У ребенка проявляется упрямство, негативизм. Исследуя эти особенности характера, Л. С. Выготский объяснил их тем, что детская непосредственность утрачивается. В данный период также возникает осмысленность в собственных переживаниях. Ребенку вдруг становится ясно, что у него присутствуют собственные переживания. Ребенок понимает, что они принадлежат только ему, сами переживания приобретают для него смысл. Это связано с весьма специфическим новообразованием – обобщением переживания, т. е. меняется отношение ребенка к окружающему миру [4].
В старшем дошкольном возрасте у ребенка появляются новые образования. К ним относятся произвольность психических процессов – внимания, памяти, восприятия. Начинает формироваться способность управлять своим поведением, а также происходят изменения в представлениях ребенка о себе, в его самосознании и самооценке. Важным изменением в деятельности ребенка является появление произвольности, которая является регулятором собственного поведения дошкольника, а не внешних, окружающих его предметов. Эмоциональные процессы в старшем дошкольном возрасте становятся более уравновешенными. Но в то же время в данный период эмоциональная жизнь ребёнка становится насыщеннее и интенсивнее. У ребенка появляются такие эмоции, как сочувствие другому, сопереживание (эмпатия), без которых общение и взаимодействие детей будет невозможно. К концу дошкольного возраста у детей происходит формирование самооценки, содержанием которой является уровень развития практических навыков и моральных качеств ребенка, которые выражаются в подчинении нормам поведениям и правилам, установленным в данном коллективе. Необходимо отметить, что самооценка дошкольника в целом находится на высоком уровне, что помогает ребенку осваивать новые виды деятельности, без сомнений и страха включаться в занятия учебного типа при подготовке к школе [16].
Л.С. Выготский указывал, что ведущей деятельностью детей старшего дошкольного возраста является игра. Игра выступает средством разностороннего развития ребенка и составляет основание для продолжения психического развития, в том числе и наглядно-образного мышления [4].
В старшем дошкольном возрасте мышление ребенка переходит в относительно новую фазу развития. Это проявляется в расширении круга детских представлений и умственного кругозора, а также перестройке умственной деятельности. У детей старшего дошкольного возраста формируются первые простые формы логического мышления.
К концу дошкольного возраста перестраиваются основные психические процессы. Решая задачи, устанавливая связи и отношения между предметами, 6-7-летний ребенок использует те же формы мыслительной деятельности, что и взрослый: наглядно-образную (познание с помощью представлений предметов, явлений); наглядно-действенную (познание с помощью манипулирования предметами); словесно-логическую (познание с помощью понятий, слов, рассуждений). В дошкольном возрасте происходит развитие всех форм мыслительной деятельности. При этом приоритетным является наглядно-образное мышление [6].
К концу дошкольного возраста ребенок представляет себе элементарную картину мира. Познание действительности и окружающего мира у дошкольника происходит в наглядно-образной форме. К пониманию наглядных законов логики, которые способствуют развитию мышления подводит процесс усвоения форм образного познания. Другое главное направление в формировании мыслительной деятельности дошкольника взаимосвязано с переменой соотношения между практическим и умственным действием. В практической деятельности ребенок начинает выделять, использовать связи и отношения между предметами и явлениями, действиями.
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрамян Н.Г. Краткий курс общей и возрастной психологии. Учебное пособие. — Владимир: Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых (ВлГУ), 2020. — 132 с.
2. Ананьев, Б. Г. Избранные труды по психологии / Б. Г. Ананьев. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2007. Т. 2: Развитие и воспитание личности. - 2007. – 546 с.
3. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. - Москва [и др.] : Питер, 2008. - 398 с.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. -СПб.: Питер, 2007. – 92 с.
5.Гомзина Ю. В. Проблемы формирования психологической готовности к школьному обучению детей 6-7 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2022. – Т. 10. – С. 136–140.
6. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Н. И. Гуткина. - 4-е изд. - Москва [и др.] : Питер, 2006. - 207 с.
7. Запорожец, А. В. Избранные психологические труды [Текст] : в 2 т. / Т. 1: Психическое развитие ребенка / [авт. очерка о А. В. Запорожце: Л. А. Венгер, В. П. Зинченко ; авт. коммент.: В. П. Зинченко]. - 1986. – 316 с.
8.Зимина, М. А. Исследование психологической готовности детей к обучению в школе // Молодой ученый. — 2022. — № 21 (125). — С. 813-815.
9. Зимняя, И. А. Педагогическая психология [Текст] : учебник для вузов : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотр. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 447 с.
10. Кравцова, Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Е. Е. Кравцова; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М. : Педагогика, 1991. – 150 с.
11. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.Ю Кулагина. – М.: ТЦ Сфера. – 2001. – 464 с.
12.Лобанова А.В. Психолого-педагогические условия и методики развития готовности детей к обучению в школе // Гуманитарные научные исследования. - 2022. - № 3 – С. 117-119
13. Маслова Е.А., Общие закономерности динамики самооценки в онтогенезе [электронный ресурс]: Режим доступа: http://ucheba.com/met_rus/k_psihologiya (дата обращения 01.06.22).
14.Меринова, Н. А. Психологическая готовность детей к школьному обучению // Молодой ученый. — 2022. — № 25 (420). — С. 51-53.
15. Мухина, В. C. Возрастная психология : феноменология развития : учеб. для студентов, обучающихся по пед. специальностям / В.С. Мухина. - 10-е изд., перераб. и доп. - Москва : Academia, 2006 (Тверь : Тверской полиграфкомбинат). – 606 с.
16. Нижегородцева, Н. В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе : Пособие для практ. психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 256 с.
17. Поддьяков Н. Н. Новый подход к развитию творчества у дошкольников / Н.Н. Поддьяков // Вопросы психологии.– 1990. – № 1.– С. 16-19.
18. Помешкина, Ю. В. Особенности подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ / Ю. В. Помешкина, М. Н. Лукина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2020. — № 8 (35). — С. 76-80.
19.Пономарева, Е. В. Готовность к обучению в школе в научных исследованиях // Молодой ученый. — 2022. — № 35 (273). — С. 145-149.
20. Психологическая готовность ребенка к школе [Текст] / [авт.-сост. Е. А. Грудненко]. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2013. - 175 с.
21.Таушканова Е.С. Формирование психологической готовности к школьному обучению в условиях дошкольной образовательной организации // Концепт. - 2022. — № 1. — С.146-150.
22. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.
23. Чуганова, К. Е. Психологическая готовность старших дошкольников к обучению в школе / Чуганова Ксения Евгеньевна ; Моск. открытый соц. ун-т, Каф. соц. психологии. - М. : МОСУ, 2005 (Отпеч. в изд-ве). - 58 с.
24. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология). — М.: Гардарики, 2005. — 349 с.
25. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д. Б. Эльконин ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 5-е изд., стер. - Москва : Академия, 2008. – 383 с.